О творчестве художника Мудариса
Мингазова
Заслуженный деятель
искусств Республики Татарстан, член Союза художников
Татарстана, лауреат премии им. Шамиля Бикчурина Мударис Мухетдинович Мингазов
до сегодняшнего дня неоднократно организовал
свои персональные выставки в городе Лениногорске, Альметьевске, Заинске,
Набережных Челнах, Нижнекамске, Казани, Зеленодольске, Ижевске, Уфе. К
сожалению я не смог ознакомиться с его работами на этих выставках. Свое
отношение к его творчеству я высказываю на основе персональной выставки
художника, посвященной 100-летию отца и 40- летию творческой деятельности
художника.
На выставке представлены все жанры творчества М.
Мингазова: пейзажи, портреты, натюрморты, шамаилы. Первое же знакомство с его
произведениями вызвало у меня восторженное впечатление: они созданы кистью
истинно талантливого художника. Меня охватила радость от приобщения с настоящим
искусством: они красочны, наполнены светлыми тонами, колоритны. Художник сумел
передать свое видение мира, свое видение природы и души человека. Отрадно то,
что из его работ вырисовывается образ самого автора, влюбленного в жизнь, в
людей, в природу.
В тематическом отношении, все работы М. Мингазова, как
мне представляется, можно разделить на две тематические звенья: 1) полотна, в
которых выражено безграничное уважение и трепетное отношение к истории, к
предкам и родственникам; 2) работы, которые овеяны чувством искренней любви к
родному краю, к Татарстану, к отчему дому, домашнему очагу.
Наиболее ярким примером отражения первой темы я бы
назвал монументальное полотно «Эхо поколений» (2009). В нем в ярких красках
отражена более чем двухтысячная история татарского народа, начиная со времен
начала нашей эры и кончая современностью. Здесь и исторические реалии, и
фантазия художника, и его безграничная любовь к историческим личностям, к
предкам. Здесь же на столе стоит ваза с цветами, которая символизирует наше
уважение к историческому прошлому. Этой же теме посвящены картины «Мать и сын»
(1988), «Мама моя в белом платке»
(1989), «Посвящаю Елабуге» (1998), «Мысли о Сююмбике» (2000), «Посвящаю маме»
(2000), «Тысячелетняя Казань» (2005), «Тамга» (2009), «Мусульманская святыня»
(2010) и др.
Искреннее восхищение вызывают пейзажи М. Мингазова. В
картинах «Жеребенок» (1984), «Обед на сенокосе» (1994), «На родине Габдуллы
Тукая» (1996), «Память о родном доме» (2003), «Вечереет» (2005), «Шугуровский
край» (2006), «Камские просторы» (2008), «Лениногорские нефтяные просторы»
(2010), «Шеморданский лес» (2011), «Родные просторы» (2011) и в шамаилах автор
в полном смысле слова поет гимн красоте, образу жизни и обычаям родного края.
Они богаты символами. Во многих из них в обязательном порядке присутствуют
цветы, которые олицетворяют наше уважение к народным традициям. В них ярко
проскальзывает национальная идея татарского народа, направленная на мирную
жизнь, на самоотверженный труд во благо радости и счастье будущего поколения.
Как видно из высказываний самого автора, миссию
истинного художника М. Мингазов представляет правильно. Именно в творчестве он
видит весь смысл и цель своей жизни. Он пишет: «Я думаю, что цель искусства –
отражать красоту мира, а не искать безобразное. Надо быть красивым в душе,
чтобы делать это на полотне. Я стараюсь не забывать грань между красивостью и
красотой, между искусством и искусственностью. Искусно может сделать и
ремесленник, а красоту создает только художник». В этих словах , мне кажется,
отражается все кредо жизни М. Мингазова.
Необходимо подчеркнуть, что творчество Мудариса
Мингазова дарит людям радость, красоту, призывает к доброте, к гуманизму, к
совершенствованию своего мастерства. Пожелаем же ему успехов, новых творческих
свершений, новых побед!
Анвар Шарипов, доктор филологических наук, профессор,
действительный член Академии энциклопедических наук.
Комментариев нет:
Отправить комментарий