16 апреля 2012 г.


О творчестве художника Мудариса Мингазова

 Заслуженный деятель искусств Республики              Татарстан, член Союза художников Татарстана, лауреат премии им. Шамиля Бикчурина Мударис Мухетдинович Мингазов до сегодняшнего дня  неоднократно организовал свои персональные выставки в городе Лениногорске, Альметьевске, Заинске, Набережных Челнах, Нижнекамске, Казани, Зеленодольске, Ижевске, Уфе. К сожалению я не смог ознакомиться с его работами на этих выставках. Свое отношение к его творчеству я высказываю на основе персональной выставки художника, посвященной 100-летию отца и 40- летию творческой деятельности художника. 
На выставке представлены все жанры творчества М. Мингазова: пейзажи, портреты, натюрморты, шамаилы. Первое же знакомство с его произведениями вызвало у меня восторженное впечатление: они созданы кистью истинно талантливого художника. Меня охватила радость от приобщения с настоящим искусством: они красочны, наполнены светлыми тонами, колоритны. Художник сумел передать свое видение мира, свое видение природы и души человека. Отрадно то, что из его работ вырисовывается образ самого автора, влюбленного в жизнь, в людей, в природу.
В тематическом отношении, все работы М. Мингазова, как мне представляется, можно разделить на две тематические звенья: 1) полотна, в которых выражено безграничное уважение и трепетное отношение к истории, к предкам и родственникам; 2) работы, которые овеяны чувством искренней любви к родному краю, к Татарстану, к отчему дому, домашнему очагу.
Наиболее ярким примером отражения первой темы я бы назвал монументальное полотно «Эхо поколений» (2009). В нем в ярких красках отражена более чем двухтысячная история татарского народа, начиная со времен начала нашей эры и кончая современностью. Здесь и исторические реалии, и фантазия художника, и его безграничная любовь к историческим личностям, к предкам. Здесь же на столе стоит ваза с цветами, которая символизирует наше уважение к историческому прошлому. Этой же теме посвящены картины «Мать и сын» (1988),  «Мама моя в белом платке» (1989), «Посвящаю Елабуге» (1998), «Мысли о Сююмбике» (2000), «Посвящаю маме» (2000), «Тысячелетняя Казань» (2005), «Тамга» (2009), «Мусульманская святыня» (2010) и др.
Искреннее восхищение вызывают пейзажи М. Мингазова. В картинах «Жеребенок» (1984), «Обед на сенокосе» (1994), «На родине Габдуллы Тукая» (1996), «Память о родном доме» (2003), «Вечереет» (2005), «Шугуровский край» (2006), «Камские просторы» (2008), «Лениногорские нефтяные просторы» (2010), «Шеморданский лес» (2011), «Родные просторы» (2011) и в шамаилах автор в полном смысле слова поет гимн красоте, образу жизни и обычаям родного края. Они богаты символами. Во многих из них в обязательном порядке присутствуют цветы, которые олицетворяют наше уважение к народным традициям. В них ярко проскальзывает национальная идея татарского народа, направленная на мирную жизнь, на самоотверженный труд во благо радости и счастье будущего поколения.
Как видно из высказываний самого автора, миссию истинного художника М. Мингазов представляет правильно. Именно в творчестве он видит весь смысл и цель своей жизни. Он пишет: «Я думаю, что цель искусства – отражать красоту мира, а не искать безобразное. Надо быть красивым в душе, чтобы делать это на полотне. Я стараюсь не забывать грань между красивостью и красотой, между искусством и искусственностью. Искусно может сделать и ремесленник, а красоту создает только художник». В этих словах , мне кажется, отражается все кредо жизни М. Мингазова.
Необходимо подчеркнуть, что творчество Мудариса Мингазова дарит людям радость, красоту, призывает к доброте, к гуманизму, к совершенствованию своего мастерства. Пожелаем же ему успехов, новых творческих свершений, новых побед!

Анвар Шарипов, доктор филологических наук, профессор, действительный член Академии энциклопедических наук.

Комментариев нет:

Отправить комментарий